Бесстартерный автотрансформаторный балласт

 

Автотрансформаторная ПРАКак выглядит стартер, знают все, поэтому автор не счел необходимым приводить его внешний вид. Гораздо важнее рассказать о борьбе за повышение надежности этого весьма далекого от совершенства элемента или отказа от него в пользу других технических решений. На рисунке приведена схема бесстартерного автотрансформаторного балласта, в котором необходимое для поджига напряжение формируется индуктивным методом. Однако здесь наблюдается неудачный режим запуска люминесцентной лампы, называемый «холодным». Этот режим возникает при приложении к электродам лампы напряжения 400… 1200 В, в отличие от режима «горячего пуска» с прогретыми электродами, когда для зажигания лампы достаточно 40…400 В. Опытным путем установлено, что «холодный пуск» снижает ресурс лампы почти в два раза.

А что делать со стартерными светильниками? Все тоже очень просто: заменить стартер на его электронный аналог. Такие аналоги уже давно применяются за рубежом, и только недавно отечественная промышленность освоила выпуск микросхемы КР1182КП2, на основе которой можно легко изготовить электронный стартер. Микросхема представляет собой трехвыводной фазовый тиристорный регулятор напряжения.

Применение микросхемы КР1182КП2

Для работы электронного стартера необходим резонансный контур L, С1. В качестве индуктивности L возможно использовать обыкновенный балластный дроссель, выбранный по всем правилам. Величина конденсатора С1 для сетевой частоты 50 Гц рассчитывается по формуле:

С1 = 10-5 / L

Конденсатор С2 регулирует момент открывания электронного стартера, а резистор R1 включен в целях электробезопасности. Этот резистор разряжает конденсатор С1 при отключении лампы от сети.

Но даже самый лучший стартер не сможет устранить такой значительный недостаток дроссельного ПРА, как мерцание света лампы из-за низкой частоты напряжения ее питания. При переходе питающего напряжения через «ноль» газ успевает деионизироваться, что вызывает характерное мерцание, иногда даже заметное на глаз.