Изучение спектра видимого света

Круг естественных цветов ГетеА теперь давайте обратимся к нашей памяти и постараемся вспомнить одно из самых ярких впечатлений детства. Вне всякого сомнения, у большинства читателей это воспоминание связано с радугой, появившейся на небе после уходящего дождя, в лучах неожиданно вышедшего из-за туч солнца. Немного позже, уже в школе, мы научились безошибочно называть последовательность радужных цветов, используя мнемоническое правило-поговорку «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Эта совокупность цветов называется спектром. Проверим себя по рисунку: действительно, последовательность смены цветов в спектре именно такая: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Как видно из рисунка, красная область спектра имеет максимальную длину волны, фиолетовая — минимальную. Легко запомнить также, что инфракрасная (ИК) область примыкает к «красной» части спектра видимого света, а ультрафиолетовая (УФ) — к видимой фиолетовой.

История о том, как люди изучали спектр видимого света, достаточно интересная и занимательная. Многие ученые, имена которых вписаны золотом в мировую науку, посвящали этому десятилетия жизни. Например, Исаак Ньютон одним из первых всерьез исследовал радугу, что называется, «в домашних условиях». Сам он описал этот опыт так: «В начале 1666 года я достал треугольную стеклянную призму, чтобы с нею произвести опыты над знаменитым явлением цветов. Для этой цели, затемнив свою комнату и проделав небольшое отверстие в оконных ставнях для пропускания в нужном количестве солнечного света, я поместил призму там, где входил свет, так что он мог преломляться к противоположной стене. Зрелище живых и ярких красок, получавшихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие». Опыты были усложнены и продолжены. Через некоторое время в свет вышли монографии «Новая теория света и цветов» и «Оптика». Ньютон выяснил, что лучи разного цвета по-разному преломляются в призме, а белый видимый свет состоит из набора лучей с разными цветами.

Целых 20 лет жизни отдал изучению свойств спектра видимого света немецкий поэт, философ и ученый И.В. Гете. Он заинтересовался вопросом влияния цвета на эмоциональное состояние человека и после проведенных исследований написал книгу «Учение о цветности». Гете считал, что каждый цвет уникальным образом воздействует на человека: синий вызывает чувство холода, красный возбуждает, зеленый умиротворяет, желтый приносит радость. Его заслуга — создание начал теории цветовой гармонии, столь важной для дизайнерских разработок цвето-световой гаммы помещений.

Одно из основных находок Гете — так называемый «круг естественных цветов», показанный на рисунке. Круг имеет два треугольника: треугольник основных (первичных) цветов СЖК и треугольник дополнительных (дуплетных) цветов ФОЗ. Между вершинами этих треугольников находятся смешанные цвета второго порядка (КО, ЖО, ЖЗ, СЗ, СФ, КФ). Но где здесь голубой цвет? По теории Гете голубой цвет отнесен к области цветов второго порядка, занимающего положение между синим (С) и зеленым (3).

Кто же прав — Ньютон, деливший круг на семь частей, или Гете, деливший его на шесть частей, — до сих пор остается в некоторой степени загадкой. Теория Гете более стройна и красива, но во многом справедлив и Ньютон. Предоставим окончательное решение проблемы специалистам-цветоведам. Нам же, преследующим сугубо практические цели, не стоит забывать, что цвет на самом деле как таковой в природе не существует — это результат восприятия электромагнитной волны человеческим глазом.

Кругом естественных цветов Гете активно пользуются дизайнеры, составляя цветовые сочетания. Как это не удивительно, но цветовые сочетания имеют научно обоснованные законы составления, подтвержденные многочисленными экспериментами. Люди, обладающие художественным вкусом, обычно интуитивно чувствуют, какие два цвета можно совместить, поставить рядом, а какие — нет. Экспериментально установлено, что наиболее привлекательны и гармоничны контрастные сочетания, то есть сочетания К-3, Ж-Ф, С-О, расположенные друг против друга в круге Гете. Гораздо менее гармоничны сочетания, расположенные по сторонам обоих треугольников, например, Ф-О, К-С. Гармоничными считаются сочетания, расположенные в круге под утлом 90 градусов, к примеру, ЖО-К, Ж-СЗ. Приятными для глаз могут оказаться также монохромные сочетания, то есть расположенные по соседству в круге Гете: СЗ-С, С-СФ и аналогичные. Еще один дизайнерский прием — одноцветные сочетания. Этот прием нам служит верную службу, когда мы отправляемся обновлять свой гардероб и подбираем, например, коричневые ботинки к коричневым перчаткам.

Теги: