Ксеноновая лампа

Ксеноновая лампаЕсли у вас, уважаемый читатель, есть личный автомобиль и интерес к его «тюнингу», то вы наверняка уже догадались, о чем пойдет речь в этом разделе. Ну а если вы относитесь к заядлым пешеходам — не спешите листать страницы в поиске следующего раздела: кое-что будет полезно узнать и здесь, если не для практических целей, то хотя бы для общего развития.

Основным источником автомобильного света считаются передние фары: в темное время суток они помогают видеть водителю дорогу и зазевавшихся пешеходов, а самим пешеходам вовремя обнаружить несущийся «на всех парах» автомобиль. По статистике, наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит именно из-за недостаточной видимости. Поэтому к автомобильным лампам предъявляют особые требования — они просто обязаны быть стойкими к тряске и вибрации, яркими, «дальнобойными», постоянно готовыми к включению и при всем при этом экономить электроэнергию. Традиционные автомобильные источники света в этом отношении довольно-таки прожорливы — стоит только, поставив машину на стоянку, забыть отключить свет, как спустя некоторое время автомобиль уже не «заведется» без посторонней помощи…

Впрочем, автомобильные лампы всегда потребляли достаточно много энергии, и задача здесь стояла не в снижении потребления, а в увеличении светоотдачи при сохранении потребления на прежнем уровне. История развития автомобильных ламп, естественно, повторяет историю любых осветительных приборов: сначала фонари питались газом, потом произошла их замена лампами накаливания. Сейчас автомобильная промышленность активно использует «галогенки».

Но — обратите внимание — недавно на дорогах появились дорогие автомобили, свет фар которых разительно отличается от привычного нам желтоватого галогенного света. Этот «новый свет» имеет холодный голубоватый оттенок, исключительно хорошо «пробивает» темноту и заставляет «бюджетного» автолюбителя задуматься, как бы сделать нечто подобное для своей «копейки». Мы говорим о ксеноновой лампе, которая начинает активно проникать в автомобилестроение и конкурировать с галогенными источниками света.

Ксеноновая лампа (xenon) относится к HID-лампам, а это значит, что в основе ее работы лежит все тот же принцип газового разряда. Но разряд происходит в инертной среде — в аргоне, криптоне или ксеноне. В силу ряда причин для автомобильной лампы выбран ксенон. Кстати, данный вид ламп известен давно и в литературе носит название газовых ламп высокой интенсивности… Но почему бы не использовать металлогалогенную лампу? Вспомните, какое время затрачивается на включение этой лампы, и вы все поймете. Период зажигания ксеноновой лампы составляет менее секунды — а это для автомобиля очень важно.

Сделаем традиционную оценку технико-экономических показателей «ксенонки». Цветовая температура лампы лежит в пределах 4200…7000 °К, средняя светоотдача составляет 90 лм/Bт(сравните со средней светоотдачей «галогенки»). Гарантированный срок службы ксеноновой лампы — около 3000 часов. Вроде бы не намного больше, чем у стандартной «галогенки», но здесь нужно принять во внимание, что автомобильные галогенные источники света из-за наличия тряски безотказно работают не более 500 часов. К тому же ксеноновая лампа меньше нагревается.