Визуализация светодизайна

Визуализация светодизайна

Cтроительные и девелоперские компании давно осознали необходимость в современной подаче информационных материалов. В красочных каталогах, презентационных сайтах, глянцевых журналах и наружной рекламе можно увидеть восхитительные иллюстрации возводимых объектов. Проект еще не завершен, а клиенты и инвесторы уже имеют четкое представление о нем, что позволяет им сделать осознанный выбор, будь то принятие решения о приобретении объекта недвижимости в будущем или начале сотрудничества с проектировочным бюро.

Современные архитектурные, интерьерные и осветительные проекты, как правило, выполняются на компьютере. Популярные программы AutoCAD, AutoCAD Architecture, DIALux, Relux и некоторые другие, используемые для проектирования, предусматривают визуализацию, то есть возможность увидеть спроектированный объект. Из полученной в результате картинки специалист может понять, как будет выглядеть здание, насколько удачно выполнена подсветка и многое другое. Тем не менее, возникает необходимость и в более детальной визуализации с целью получения изображение, приближающегося по своей реалистичности к фотографии. Причем необязательно оно будет использоваться для рекламных материалов.

Для чего это нужно?

Выделение средств на серьезный проект, будь то строительство или реконструкция здания, установка или модернизация системы освещения и т.п. решается несколькими людьми. Например, это может быть совет директоров строительной компании. Надо ли объяснять, что не все из них являются экспертами в области строительства, освещения или дизайна. Опытные финансовые менеджеры или просто состоятельные заказчики готовы инвестировать в проект, в успехе которого они уверены. Простейшая визуализация, сделанная в AutoCAD Architecture, схематична и для неспециалиста малопонятна. Показать реалистичную иллюстрацию задумки в ее идеальном представлении — это не только возможность «продать» свой труд заказчику, далекому от архитектуры и светотехники, но и помощь в реализации самой задумки на всех ее этапах: начиная от работы с поставщиками, и заканчивая монтажом с пуско-наладочными работами.

Таким образом, визуализация может быть интересна и специалистам. Чтобы уже на стадии проектирования понять, соответствует ли система освещения задумке архитектора или нужно что-то изменить, одного только чертежа уже мало. Да, можно правильно сделать расчеты, создать сбалансированный проект освещения, но в итоге реализация проекта будет выглядеть не самым лучшим образом, ведь целостного художественного образа не видят фактические исполнители: прораб, ответственные за этапы работ и, наконец, монтажники. Причиной тому становятся «мелочи», например, личное восприятие отдельного участника проекта, близлежащие здания, парки и даже деревья. Создание единого идеального образа задумки — это лучший регламент в процессе ее реализации, позволяющий обнаружить и устранить ошибки на стадии проектирования еще до момента их возникновения.

Визуализация позволяет сократить издержки, неизбежно связанные с возникновением огрехов в ходе реализации проекта архитектурной или интерьерной подсветки и надежно аргументировать позицию, как заказчика, так и исполнителя в спорной ситуации.

Вдобавок, подобный проект торгового комплекса или бизнес-центра уже в процессе застройки — это лучшая презентация для арендаторов. В большинстве случаев, благодаря визуализации арендаторы могут принять решение по конкретным площадям еще до завершения строительства.

Как нарисовать «воздушные замки»?

Подавляющее большинство студий трехмерной визуализации, присутствующих на рынке, используют сейчас схожие технологии. Моделирование и текстурирование осуществляется, как правило, в программе 3ds Max, созданной компанией Autodesk, известной также своими программами AutoCAD и AutoCAD Architecture. Разница в качестве визуализации между различными студиями обусловлена разницей количества человеко-часов, расходуемых на проект, а также уровнем профессионализма дизайнеров. Что касается аппаратного обеспечения, то использование для визуализации специализированных рабочих станций давно уже ушло в прошлое. Моделирование вполне удается реализовать на обычных персональных компьютерах, естественно, с конфигурацией на соответствующем техническом уровне.

За основу берут проект, экспортированный из другой программы, например, той же AutoCAD Architecture. Также объект может быть смоделирован и на основе предоставленного эскиза, если речь идет о задумке, еще не оформленной в виде проекта. Иллюстрацию «оживляют» за счет деталей интерьера, оформления прилегающей территории и окружающих объектов. Можно добавлять как фотографии, так и готовые трехмерные модели. Причем второй подход дает более качественные результаты, т.к. будут физически правильно рассчитаны тени, отражения света и цвета, взаимодействия антуража (деревьев, соседних зданий и прочих факторов) на объект проектирования, поэтому дизайнеры постепенно переходят к нему.

Например, когда-то в визуализацию вставлялись фотографии реальных деревьев, а теперь вместо них используются трехмерные модели, которые выглядят более органично. Трехмерная модель, кстати, может быть создана и на основе предоставленных клиентом фотографий.

Свет в виртуальном пространстве

Данные о диаграмме распределения силы света и некоторых других параметрах светильника содержатся в виде файла формата IES — их легко импортировать в 3ds Max. В свою очередь, ведущие производители предоставляют IES-файлы для каждой модели светильника в открытом доступе. При отсутствии таковых, можно выбрать один из нескольких готовых вариантов, соответствующих типовым источникам света непосредственно в самой программе.

Таким образом, в распоряжении дизайнера появляется безупречный инструмент для иллюстрирования  проекта освещения — точный и универсальный, достоверность которого гарантирована единым технологическим стандартом. Что же касается корпуса светильника, то он, как и любой другой  объект, вырисовывается на основе фотографии или трехмерной модели.

При визуализации интерьеров можно получить вполне достоверную картину освещения, а вот с внешней  подсветкой здания неизбежно возникнут проблемы. Один из значительных факторов — зависимость распределения света от погодных условий. В тумане свет от фонарей будет сильно рассеиваться, что кардинальным образом изменит восприятие, поэтому для моделирования внешнего вида  здания дизайнеры обычно не стремятся к максимальной правдоподобности иллюстрации, если, конечно, внешнее освещение не является главным предметом обсуждения, иллюстрируемым трехмерной визуализацией. Главное, чтобы все выглядело эффектно, поэтому зачастую в ход идут стандартные профили светильников на усмотрение дизайнера.

Однако, безупречную визуализацию без дополнительной обработки нельзя назвать «фотореалистичной» — объекты на ней зачастую выглядят неестественно. Хитрость заключается в оптических эффектах. На фотографиях они возникают из-за естественных искажений на оптике объектива фотоаппарата. Особенно это заметно именно на источниках света. Поэтому в случае с трехмерной визуализацией, когда хотят «показать товар лицом», используют специальные фильтры, имитирующие определенные типы объективов.

Модель отправляется на ферму

В результате визуализации получается трехмерная модель, которую в черновом виде можно посмотреть  с разных ракурсов на дисплее компьютера. Однако для печати, скажем плаката, необходима иллюстрация с хорошей проработкой мелких деталей. Следующим этапом в визуализации является рендеринг — создание изображения по трехмерной модели. И именно в процессе рендеринга точно отрисовываются все нюансы, связанные с освещением.

При рендеринге выбираются координаты точки обзора и разрешение получаемого изображения. Процесс чем-то напоминает фотосъемку — нужно найти наиболее выгодный ракурс и настроить разрешение снимка.

Для рендеринга обычно используют внешние программы-визуализаторы — V-Ray, finalRender или Brazil r/s. Обсчет финального изображения неизбежно сопряжен со значительными временными затратами даже при условии наличия мощных производственных компьютерных станций. В специализированных компаниях применяют так называемые «рендер-фермы»,обычно представляющие собой кластер  из нескольких серверов с объединенными производственными мощностями. Процесс может занимать несколько часов и даже дней. После рендеринга изображению придают «товарный вид» в графических редакторах.

Компании и расценки

На рынке сейчас существует множество фирм, занимающихся 3D-ви зуализацией. Стоимость работ над визуализацией проекта обычно колеблется в пределах от 100 000 до 500 000 руб. По сути, если фирма и предлагает прайс-лист, то он, как правило, дает лишь ориентировочную информацию. Расценки определяются индивидуально для каждого проекта. Основным фактором, который влияет на стоимость, является то, какой материал предоставит клиент. Если это будут готовые трехмерные модели, тогда трудозатраты будут минимальны и, соответственно, стоимость невысока. При использовании эскизов или фотографий потребуется дополнительная работа дизайнеров, что, соответственно, скажется на цене.

Наряду с компаниями, на рынке визуализации присутствуют и фрилансеры. Однако, здесь надо иметь  в виду, что работа с фрилансерами имеет известные минусы — более низкую по сравнению с компанией надежность, большой разброс по качеству, необходимость больших затрат времени на взаимодействие с исполнителем, но и плюсы очевидны — выгодная цена.

Анимированная визуализация

Для VIP-презентации проекта не лишним окажется изготовление не только статичной, но и анимированной 3D-визуализации. Применитель но к освещению анимация также может дать  свои плоды. Например, вы предлагаете клиенту свой вариант светодиодного освещения дороги. Одно дело — просто увидеть картинку со светильниками. И совсем другое дело — посмотреть ролик, демонстрирующий впечатление «от первого лица» — водителя. Эффектной демонстрацией станет принцип управления освещением «умного дома» в зависимости от времени суток. Наконец, практически кадр из голливудского фильма — камера «парит» над ночным городом и эффектно облетает здание, оригинальную концепцию подсветки которого предлагает ваша компания.

Конечно, анимированная визуализация пока стоит дорого и это уже делают только серьезные компании:  на фрилансеров здесь надеяться не стоит. Но, когда речь идет о значительных инвестициях в проект, есть смысл пойти на затраты, чтобы представить его максимально выгодно.

Выражаем благодарность компаниям iCube Creative Group (www.icube.ru) и CGIndustries (www.cgindustries.com), а также лично Илье Варламову, Артему Горбачеву и Максиму Сергееву за  помощь в подготовке материала.

Подготовил Алексей Васильев.